Прокопий Устюжский чудотворец, причисленный к лику святых Русской Православной Церкви Перешедший из католицизма в православие бывший любекский ганзейский купец, по происхождению — из прусского знатного рода (к немцам не имеет отношения). Мирское имя, фамилия, дата и место рождения — точно не установлены (по некоторым данным Гландэ Камбила). В западноевропейском житии сказано, что он происходит из знатного рода любекских ганзейских купцов -патрициев. Прибыв около 1243 г. на кораблях с товарами в Великий Новгород, он был невольно поражён множеством и красотой церквей и монастырей, доброгласным звоном многочисленных колоколов, набожностью и усердием народа к церковным службам — чего он никогда не думал встретить среди людей, не повинующихся римскому первосвященнику Любознательный молодой человек посетил храм Святой Софии и другие церкви и монастыри, где увидел торжественность и благолепие обрядов Православной Церкви, услышал стройное хоровое пение, он решил принять православие. Желая подражать подвигу иноков, раздал все свои товары и завещанное ему отцом имущество городским нищим и бедным; пожертвовал его часть в незадолго до этого основанный (1192 г.) Варлаамо-Хутынский монастырь. После того, как Прокопия стали почитать новгородцы, он начал юродствовать. Позже он удалился из Новгорода, где его стали прославлять за нестяжательство, в Великий Устюг, где жил на паперти храма Успения Божией Матери. Жил на подаяние, был одет в рубище. Спал блаженный обычно на сырой земле, на куче мусора или на камнях, он всегда носил в руках три деревянных клюки — кочерги. Замечали, что когда он бегал по городу размахивая своими кочергами, держал их головами кверху, то в тот год бывал хороший урожай на хлеб и плоды; если же оборачивал кочерги головами книзу, то бывал неурожай и во всем недостаток, так что приходилось невольно всем смиряться. Утешением для блаженного Прокопия была праведная чета — Иоанн Буга (принявший православие ханский баскак) и жена его Мария, а другом и собеседником — блаженный Киприан, основатель Устюжской обители в честь Архистратига Михаила. ЧУДО СВЯТОГО ПРОКОПИЯВ 1290 году, Прокопий предвидел стихийное бедствие — сильную бурю с грозой, лесными пожарами и смерчем большой разрушительной силы, явившимися следствием падения метеорита в 20 верстах от Великого Устюга. За неделю до падения метеорита Блаженный Прокопий начал ходить по городу, призывая со слезами жителей Великого Устюга каяться и молиться, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры. В течение недели праведник предупреждал о скором суде Божием, но ему никто не верил. Когда же разразилась буря, жители бросились в самое укрепленное и безопасное здание города — соборный храм, где застали молящегося за них и за спасение города Прокопия. Церковное предание считает, что Прокопий молился перед древней иконой Благовещения, перенесённой позднее в Москву. В честь этой иконы, получившей название «Устюжское Благовещение», в Русской церкви 8 июля (по юлианскому календарю) установлено празднование — «Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге».. ПАМЯТЬ О СВЯТОМПрокопий прожил в юродстве 60 лет. После смерти он был причислен к лику православных святых. Церковное прославление блаженного Прокопия совершилось на Московском Соборе в 1547 году, память ему была установлена 8 июля. Прокопий Устюжский стал исторически первым святым, прославленным Церковью в лике юродивых. «Житие Прокопия» было составлено в XVI веке, то есть много спустя после преставления святого. Наш город назван в честь этого великого угодника Божия, блаженного Прокопия Устюжского чудотворца – Прокопьевск. В честь этого святого построен заново храм, который был разрушен в 1938 году. В 2013 году митрополитом Кемеровским и Прокопьевским Аристархом при стечении большого количества горожан и руководителей города было совершено освящение этого храма. После освящения в своем слове владыка Аристарх особо подчеркнул покровительство и молитвы перед Господом этого великого святого за город Прокопьевск и его жителей.
|